Все слышали термин «академический час», но не все знают, что именно входит в это понятие и почему нельзя отождествлять его с астрономическим шестидесятиминутным часом. Все дело в том, что это понятие гораздо шире и зависит от регламента конкретного образовательного учреждения. Но обо всем по порядку.
Еще со второй половины двадцатого века словосочетание «академический час» вошло в повседневных обиход школьников, студентов и преподавателей. Одним из его особенностей является то, что нет фиксированного значения времени, за которое проходит этот самый час. Он может быть от 15 до 60 минут и более. Поэтому ответить, сколько таких вот своеобразных единиц измерения содержится в астрономическом часе, довольно сложно.
Обычно понятие «академический час» используется при составлении расписаний и планов работы высших учебных учреждений. Именно в них высчитывается нагрузка учителей и учащихся, необходимое количество должностей в школе или университете и даже зарплата преподавателей.
Еще совсем недавно размер академического часа устанавливался внутренним уставом вуза, но должен был вписываться в 50 минут. На сегодняшний день это ограничение сняли, и теперь академический час занятий может быть тождественен астрономическому часу, а то и превышать его. Такие вольности допускаются в программах обучений специалитета, магистратуры, докторантуры и других направлений последипломного образования. Это значительно облегчило студентам посещение занятий, так как «плавающий» час позволил совмещать основную профессию с повышением квалификации.
Здесь все строго регламентировано: 45 минут, не больше и не меньше. «Как в школе», — скажете вы и будете правы. Но существуют дополнительные ограничения на общее количество академических часов, оно не должно превышать тридцать шесть часов. Это учитывается при составлении плана теоретических и практических занятий, нагрузки преподавателей, а также корреляции этих планов с установленными государством каникулами для учащихся.
Тут все несколько запутанней, чем может показаться на первый неискушенный взгляд. Во-первых, академический час равен уже знакомым 45 минутам, но только для учащихся вторых-одиннадцатых классов. Первоклассники же на особом положении. Их расписание зависит не только от учебной нагрузки, но и от времени года за окном. Считается, что в первые два месяца учебного года академический час равен тридцати пяти минутам, а всего в день может быть не более трех занятий. Затем еще два месяца величина часа не изменяется, но увеличивается их количество до четырех. И вот уже после зимних каникул малыши, как и взрослые, переходят на сорокапятиминутный формат, по четыре занятия в день.
В детских садах все зависит от возрастной группы учащихся. На общенациональном уровне регламентировано, что у детей до четырех лет длительность непрерывного обучения должна быть не больше пятнадцати минут в день. Это то время, которое отводится воспитателям на непосредственную работу со своими подопечными.
Для детей от четырех до пяти лет длительность увеличивают на пять минут, и получается, что академический час становится уже двадцатиминутным. А непосредственно перед школой, в шесть лет, разрешается проводить занятия с детьми продолжительностью до двадцати пяти минут включительно.
Различают также понятия «учебная пара», которая составляет два академических часа, разделенных перерывом в пять минут. Но не каждое образовательное учреждение придерживается этого правила, так как оно нигде не закреплено юридически. Обычно оно чаще встречается в школах. В вузах же делают занятия по три-четыре академических часа, разделенных двумя неравномерными перерывами.
Еще один термин — «академическое опоздание» — тоже употребляется в ученической среде. Он равен пятнадцати минутам, по истечении которых учащиеся и преподаватель обязаны «найти» друг друга, либо студенты имеют право покинуть аудиторию без объяснений. Однако обычно это правило игнорируется из-за страха получить административное наказание за непосещение занятий.
Мы разобрались, чем отличается обычный час и академический. Часы работы обсчитываются в зависимости от того, в какой сфере образования рассматривается данное понятие. Если это дошкольники, то основной упор делается на игры и поддержание здоровья, а обучение переносится на второй план, а в школах и университетах другая политика. Поэтому при расчете учебной нагрузки и количества необходимых часов преподаватели, воспитатели, учителя бывают крайне щепетильны, ведь от этого зависит их доход. Иногда еще в это уравнение вписывают общее количество студентов, присутствующее на занятиях, и тогда начинается борьба за посещаемость. Но это уже частности, регламентируемые внутренними нормами вуза.